СВОБОДНЫЙ ПРОСМОТР. Обновленный (11.2) Куболок. Гайд по колодам Ведьмин Лес.

Здравствуйте, дорогие подписчики и посетители сайта kolodahearthstone.ru

Гайд открыт на несколько дней для СВОБОДНОГО ПРОСМОТРА.

Вашему вниманию представляется подробный гайд по колоде Куболока в мете Ведьминого леса после нерфов карт. У сегодняшнего героя статьи любопытная судьба: он был сильнейшей и популярнейшей колодой в самом начале Года Ворона, затем, когда нагрянули майские нерфы, на какое-то время о Куболоке забыли, и только в июньском сезоне архетип вернулся в мету, доказав всем, что нерфы двух карт ему не страшны.

Впрочем, нынешняя ситуация, в которой пребывает Куболок, не столь однозначна. Определенно, это отличный архетип, справляющийся и с большинством контроль колод, и с играющими от стола агрессивными оппонентами, но в ладдере есть и другие архетипы с похожим функционалом.

Речь идет в первую очередь о Четном Чернокнижнике (гайд по колоде Четного Чернокнижника вы можете прочитать здесь), дела у которого хороши, как никогда. Противостояние Куболока и Четного Чернокнижника в мете — интересная тема для разговора, и ей будет посвящен первый раздел этого гайда.

Также в нем вы, как и всегда, найдете лучшие сборки архетипа (как популярные, так и малоизвестные, но с потенциалом), обсуждение вопросов декбилдинга, узнаете, что искать в стартовую руку, как работает колода Куболока и как ведет себя в типовых матч-апах нынешней меты. Кроме этого, будут подняты и другие важные и интересные вопросы, связанные с героем статьи. 

А перед тем, как перейти к основному содержанию гайда, стоит отметить, что Куболок — одна из сложнейших и "скиллозависимых" колод в мете Ведьминого леса. И пока неопытные игроки топчутся на месте с не особенно впечатляющим или даже удручающим процентом побед, другие "фармят" всех подряд и борятся за легенду или даже высшие срочки в ней, используя Куболока. 

Только от вас зависит, как поведет себя Куболок в ваших руках. Вы должны быть готовыми к неоднозначному геймплею, сложным ходам и дилеммам, а также к тому, что малейшая ошибка на любом этапе игры может лишить вас победы. Данный гайд поможет вам разобраться в основах игры Куболоком и предостережет от типовых ошибок, совершающихся большинством игроков в Hearthstone.

Вы уже могли читать гайд по колоде Куболока, перед вами обновленная версия, актуальная для июньского рейтингового сезона. Далее вы можете ознакомиться со списком изменений:

  • Переработаны вступление и заключение
  •  Добавлен новый раздел "Куболок в мете после нерфов", убран раздел "Куболок до и после нерфов"
  • Убраны все неактуальные сборки Куболока, добавлены новые колоды и описания к ним.
  • Изменены основа колоды и описания к ней.
  • Добавлены новые технические карты, изменены описания к некоторым старым.
  • Изменены карты, нужные в стартовую руку против каждого класса в разделе "Муллиган"
  • Раздел "Стратегия игры" дополнен новыми советами и информацией, как общей, так и связанной с позицией Куболока в нынешней мете
  • Добавлены и изменены описания матч-апов в соответствующем разделе.
  • Минорные изменения и исправления ошибок в статье в целом.

Разделы гайда:

  1. Куболок в мете после нерфов 
  2.           - Как на Куболока повлияли нерфы?
  3.           - Выгодные и невыгодные матч-апы
  4.           - Кто лучше: Куболок или Четный Лок?
  5. Сборки архетипа
  6. Основа колоды
  7. Опциональные и технические карты
  8. Возможные замены
  9.           - Максимально бюджетный Куболок
  10. Муллиган
  11. Стратегия игры
  12.           - Способы победы Куболока
  13.                 Сдерживание ранней агрессии оппонента
  14.                 - Давление на срендих и поздних этапах существами
  15.                 - Наносящие большой урон комбинации
  16.           - Ключевые механики карт
  17.           - Правильный порядок действий
  18.           - Важные советы
  19. Карты со случайным эффектом
  20. Матч-апы
  21. Как играть против Куболока?
  22. Заключение

Изменение карт Одержимый лакей и Темный пакт не вынудили Куболока отказаться от них. Собственно, сборки после нерфов мало чем отличаются от тех, что были до. Разве что чуть чаще появляются дополнительные исцеляющие эффекты: Сгнившая яблоня или Грибовар.

Самый важный вопрос, на который должен ответить любой Куболок: какие третьи дропы использовать? Есть два основных варианта. Первый — Принц Талдарам, ограничивающий использование других карт за 3 кристалла маны в сборке. Эта легендарная карта в первую очередь хороша в медленных матч-апах, она становится основой мощнейших комбинаций и синергий. Но и в быстрых Принц Талдарам хорош, поскольку его можно поставить в темп, скопировав, например, какую-то вражескую угрозу с полезным свойством.

Второй вариант третьих дропов — Защитник холмов. Вместе с ним Куболок может взять в сборку и некоторые другие интересные "тройки", о которых речь пойдет позднее. Колоды с Защитником холмов пассивнее и реактивнее, они рассчитаны в большей степени на медленный темп и переигрывание оппонента по выгоде. 

Куболок заслуженно считается убийцей контроль колод. Это действительно так, ему не страшны Дрыжеглот Шаман, Квест Воин, Биг Спелл Маг, Биг Друид или Контроль Жрец. Но есть и контроль архетипы, с которыми ему непросто справиться. Это в первую очередь Таунт Друид и Четный Чернокнижник, хотя последнего можно назвать скорее мидрейндж колодой. Сборки с Принцем Талдарамом значительно улучшают матч-апы с ними.

Также Куболок великолепно справляется с играющими от стола темповыми противниками, как Токен Друид, Четный Шаман или Нечетный Паладин, хотя матч-ап с последним будет крайне напряженным и непростым.

Слабости Куболока — быстрые "берн" колоды с массой взрывного урона из руки: Темпо Маг, Нечетный Разбойник, Миракл Разбойник, а порой и темповые архетипы Охотника.

Если сравнивать героя статьи с Четным Чернокнижником, следует, конечно же, сказать, что Куболок не хочет встречать в ладдере своего визави часто. Четный Чернокнижник всегда способен поставить Горного великана раньше оппонента, а значит и быстро задавить Куболока на средних этапах, не затягивая партию. 

Из преимуществ Куболока: выгодные матч-апы с Биг Друидом, Биг Спелл Магом и другими медленными оппонентами. С ними герой статьи справляется намного лучше Четного Чернокнижника. Последний же комфортнее чувствует себя во всех агро поединках.

Из этого следует, что ответить на вопрос "кто лучше: Куболок или Четный Чернокнижник?" невероятно трудно, ведь все зависит от локальной меты. Если в ней больше агро колод, вам подойдет Четный Чернокнижник. Если же в ней больше контроля, Куболок будет намного жизнеспособнее.

Обычно мета существенно замедляется на высоких рангах, так что Куболок чувствует себя комфортнее в легенде, особенно на высших ее позициях. А вот Четный Чернокнижник часто великолепен для низких рангов.

Важно еще и то, что Четный Чернокнижник намного проще Куболока, так что менее опытные игроки на низких рангах могут обращаться именно к Гул'дану с Генном Седогривом, если их главная цель — результат и быстрое продвижение по ранговой лестнице. 

А вот для тех, кто поопытнее и уже забрался в ладдере повыше, Куболок будет полезнее. Также он может пригодиться и на низких рангах, если там сложилась специфичная локальная мета, в которой мало агро и много контроль архетипов. 

к содержанию

Куболок далеко не новый архетип, следовательно, выверенный и сбалансированный. И даже нерфы карт особо не поменяли эту ситуацию

Нажмите на изображение под колодой, чтобы скопировать код колоды в игру. 

 

Стандартный Куболок с Принцем Талдарамом

Оптимальная сборка Куболока в настоящий момент, в которой есть лишь одна опциональная и спорная карта: Сгнившая яблоня. Вместо нее могут использоваться Грибовар, Разрушитель чар, Кислотный слизнюк, Бронированный жук, Король-лич или другие технические карты по вашим нуждам. 

Куболок с Защитником холмов

Самая популярная версия Куболока в настоящий момент, в которой вместо Принца Талдарама и той самой опциональной карты используются Защитники холмов. Порой в эту колоду могут добавляться и другие "тройки" вместо Защитника холмов, Вестника рока или Волхвицы Умбры: Железноклюв, Стрела Тьмы, Прожорливая слизь или даже Потрошитель Бездны

Куболок от Strikeright

Эта колода с Защитником холмов обзаводится Королем-личом для улучшения медленных матч-апов и давление на поздних этапах игры. От одной копии Вестника рока можно отказаться, если в ладдере агро колоды встречаются не столь часто.

Куболок от dhkim

Сборка отказывается от Волхвицы Умбры, одного Защитника холмов и одного Безликого манипулятора, дабы взять Грибоваров и Короля-лича. Дополнительное исцеление поможет в большинстве матч-апов меты. 

к содержанию

Несмотря на изменения в мете, основа Куболока остается практически незыблемой, так как архетип имеет четкие способы победы и определенные инструменты для этого. Конечно, вариации встречаются, именно поэтому основа составляет не все 30 карт, а только 27. Изменения происходят и в самой основе.

Например, практически все сборки добавляют Волхвицу Умбру для усиления своих комбинаций. Особенно хороша она в медленных и зеркальных противостояниях. То же можно сказать и о второй копии Безликого манипулятора. Были времена, когда от него вообще отказывались, потом он начал появляться в единичном экземпляре в некоторых колодах, и вот теперь большинство игроков добавляют сразу двух. Впрочем, встречаются вариации и без одного Безликого манипулятора, и без Волхвицы Умбры.

Стоит сказать и о Принце Талдараме. Это популярнейшая карта, способная действительно переворачивать ход игры, но все же ее нельзя назвать основной. Этот третий дроп вынуждает отказываться от других, а многие хотели бы отдать предпочтение Защитнику холмов и другим опциям. Принц Талдарам лишает игрока такой возможности. Тем не менее, его все чаще можно встретить в сборках Куболока.

Горный великан встречается во всех колодах без исключений, хотя ранее от него отказывались, дабы улучшить быстрые матч-апы. Если вы действительно страдаете от агрессии, то намного лучше обратиться к Четному Чернокнижнику. 

К наиболее популярным анти-агро опциям относится Вестник рока, но часто от одной копии этого второго дропа отказываются, если Куболок не страдает от наплыва агро колод. 

к содержанию

Лик тлена – добавляется с целью улучшить агро матч-апы с Паладинами, которых на рейтинговой лестнице встречается не так уж мало. Заклинание поможет вам немного сдержать напор оппонента на первых ходах. Хорошо синергирует с третьим дропом Кукла вуду.

Первоученица Рин – полезна в медленных матч-апах, где у вас будет время разыгрывать печати и угрожать сопернику Пожирателем Азари. В быстрых противостояниях вы вряд ли сможете извлечь из нее максимум выгоды, скорее всего, это будет просто провокация 3/6 за 6 кристаллов маны. Добавляя Первоученицу Рин в колоду, всегда помните о том, что она очень плохо синергирует с Черепом Ман'ари, так как оружие призывает демонов без боевого клича. А боевой клич Пожирателя Азари — то, что вам нужно от Первоученицы Рин.

Круговерть Пустоты – данное заклинание, пусть и тоже порой чересчур защитное и медленное, может прийтись кстати Куболоку. В первую очередь хорошо оно в противостояниях с другими Чернокнижниками, а также в агрессивных матч-апах, если те затянулись в позднюю стадию, что бывает далеко не всегда. Одну копию Круговерти Пустоты часто можно включить в сборку для эффекта неожиданности. Если в вашей колоде присутствует Вестник рока, то не забывайте о сильной связке этого существа с Круговертью Пустоты на 10-й ход. Разыграв ремувал и Вестника рока, вы блокируете ход сопернику, и у вас появляется возможность разыграть, например, Кровопийцу Гул’дана.

Бронированный жук – анти-агро опция, позволяющая немного защитить вас на ранней стадии игры. Добавляется с целью улучшить матч-апы с Паладинами, Разбойниками и Охотниками. Хорош он и против Темпо Мага.

Кислотный слизнюк / Прожорливая слизь – в мете много архетипов, использующих оружие, хотя далеко не всегда это оружие оказывает достаточное влияние на геймплей. Берите Кислотного слизнюка, если у вас есть Принц Талдарам в сборке, если же нет – можно задуматься о Прожорливой слизи, хотя в матч-апах с Куболоками и Секрет Магами брони вы не получите, так что второй дроп может быть удобнее и практичнее. 

Железноклюв / Разрушитель чар – эффекты немоты по-прежнему остаются частью меты. Подойдут для улучшения зеркальных матч-апов, пригодятся и в частных случаях против других популярных архетипов.

Защитник холмов – хорош и в быстрых матч-апах, и во многих медленных, если Куболок планирует действовать неспешно и извлекать максимум выгоды из своей колоды. 

Принц Талдарам – добавляется для усиления зеркальных матч-апов. Принц Талдарам может сыграть очень сильно, если скопирует вашего Плотоядного куба или Стража ужаса, хотя применений у этого третьего дропа намного больше, в частности можно копировать и вражеские угрозы и ставить темповое существо 3/3. Главный недотаток Принца Талдарама — вы не можете использовать другие угрозы за 3 маны. 

Потрошитель Бездны – оригинальная и редко встречающаяся опция, которая может создавать невероятно интересные игровые моменты. Обратите внимание не то, что у Куболока очень много угроз с большим запасом здоровья относительно своей стоимости: Страж ужаса, Повелитель Бездны, Демон Бездны, Защитник холмов и даже Плотоядный куб — поменяв атаку и здоровье этих угроз, вы сможете совершенно неожиданно наносить огромное количество урона по герою противника.

Также Потрошитель Бездны помогает вам размениваться с угрозами противника, например, хорош от против Таунт Друида. 

Грибовар – одна из двух самых популярных дополнительных исцеляющих опций, которая хороша не только из-за своей темповости, но и гибкости: вы можете восстановить здоровье вашим угрозам для выгодных разменов, например, Горному великану или Стражу ужаса.

Сгнившая яблоня – куда более прямолинейный исцеляющий эффект, который чуть лучше в ситуациях, когда на вас нападают, так как обеспечивает вас большим количеством здоровья и провокацией. 

Король-лич – достаточно часто используется в сборках Куболоков для утяжеления колоды и усиления потенциала давить в контроль матч-апах. Король-лич хорош тогда, когда ответы на ваших тяжелых существ у оппонента на исходе.

к содержанию

Куболока нельзя назвать колодой, основные инструменты которого легко поддаются замене. Из-за этого трудно говорить о бюджетной сборке архетипа, так как ее не существует в принципе. Нет смысла скрывать, что Куболок – не та колода, которая подойдет новичкам и игрокам, не имеющим внушительного запаса чародейной пыли. Основа колоды содержит много легендарных и эпических карт, и далеко не от всех можно отказаться.

Волхвица Умбра, попавшая в основу с недавних пор, еще может быть заменена, так как это не самая ключевая карта. Не слишком критично будет и отказаться от второго Безликого манипулятора, Принца Талдарама и Лорда Годфри.

Что брать вместо данных легендарных карт? Обычно у них нет прямых аналогов и опций, которые делают то же самое, но это и не страшно, вам не обязателен дополнительный комбо-потенциал, если у вас нет Волхвицы Умбры, или пятый АоЕ эффект, если нет Лорда Годфри. Вместо них могут использоваться какие-либо технические карты.

Ниже представлен максимально бюджетный Куболок, его стоимость – 7860 чародейной пыли, что совсем недорого для данного архетипа.

к содержанию

Стадия выбора карт в стартовую руку — ответственный игровой этап, где важно не ошибиться и все сделать правильно. Порой от этого зависит исход противостояния. 

Воин: Череп Ман'ари, Горный великан, Кровопийца Гул'дан, Кобольд-библиотекарь. Если есть Череп Ман'ари и хорошая рука — Страж ужаса. Если есть хорошая рука и Монетка — Кровопийца Гул'дан

Паладин: Череп Ман'ари, Осквернение, Вестник рока, Кобольд-библиотекарь, Одержимый лакей, Адское пламя. Если есть Череп Ман'ариПовелитель Бездны

Охотник: Череп Ман'ари, Кобольд-библиотекарь. Если есть Череп Ман'ариПовелитель Бездны. Адское пламя, Оберег: малый аметист. Если есть Монетка и хорошая рука — Волхвица Умбра

Друид: Череп Ман'ари, Горный великан, Кобольд-библиотекарь. Если есть Горный великанБезликий манипулятор или Плотоядный куб. Если есть Череп Ман'ари и хорошая рука — Страж ужаса.

Разбойник: Череп Ман'ари, Кобольд-библиотекарь, Вестник рока, Оберег: малый аметист. Если есть Череп Ман'ариПовелитель Бездны

Шаман: Череп Ман'ари, Кобольд-библиотекарь, Горный великан, Одержимый лакей. Если есть Череп Ман'ариСтраж ужаса

Маг: Череп Ман'ари, Горный великан, Кобольд-библиотекарь, Одержимый лакей. Если есть Череп Ман'ари и хорошая рука — Страж ужаса.

Жрец: Череп Ман'ари, Горный великан, Кобольд-библиотекарь, Одержимый лакей. Если есть Череп Ман'ариСтраж ужаса

Чернокнижник: Череп Ман'ари, Горный великан, Кобольд-библиотекарь, Вестник рока. Если есть Горный великанПлотоядный куб или Безликий манипулятор. Если есть Череп Ман'ари и хорошая рука — Страж ужаса.

к содержанию

Играть Куболоком достаточно сложно вне зависимости от выбранной вами сборки. Нужно понимать сильные и слабые стороны вашей колоды, ее возможности и пределы. Помимо этого, важно считаться и с оппонентом, знать его планы на игру и важные взаимодействия между вами. О возможностях самого Куболока вы узнаете из этого раздела, а в «Матч-апах» речь пойдет об особенностях противостояний с конкретными популярными в нынешней мете архетипами.

Сперва вам нужно осознать несколько способов победы, доступных Куболоку.

1. Сдерживание ранней агрессии оппонента

Самый простой способ победы, актуальный в первую очередь в агрессивных матч-апах, в которых оппонент будет стараться быстро продавить вас существами, взрывным уроном из руки или оружием. В таких противостояниях Куболок чувствует себя достаточно комфортно. Во-первых, в его распоряжении есть сильнейшие АоЕ ремувалы: ОсквернениеАдское пламя и Лорд Годфри. Во-вторых, масса способов самоисцеления: Темный пакт, Оберег: малый аметист и другие. В-третьих, мощнейший провокатор Повелитель Бездны, которого можно поставить на стол уже к 6 ходу.

Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить стабильные результаты в почти всех агрессивных поединках, особенно помогает, конечно же, Повелитель Бездны, появляющийся на столе рано из-за карт Одержимый лакей и Череп Ман'ари.

Главная слабость Куболока обусловлена тем, что Череп Ман’ари и Одержимый лакей не со 100% вероятностью помогут достать Повелителя Бездны на стол, помешать этому может Страж ужаса. Этот демон, конечно, тоже силен, но порой к 5-6 ходам Гул’дану необходима именно трудно проходимая провокация, а не 5/7 с рывком.

Помните о том, что сначала нужно постараться зачистить стол или закрываться труднопроходимым провокатором, а только потом исцелять себя, в противном случае исцеление будет не столь эффективным.

Разрушитель чар и другие эффекты немоты – популярные опции нынешней меты, с помощью которых агрессивные и не очень оппоненты будут пытаться обезвредить ваши угрозы. Вы, конечно же, опасаетесь в первую очередь того, что агро колода использует разрушителя чар на ваших провокаторов. Также неприятно получить «сало» на Одержимого лакея. Как-то сопротивляться подобному крайне трудно, но все же реально. Например, цель, на которую наложена немота, можно «съесть» Плотоядным кубом. Когда предсмертный хрип этого пятого дропа сработает, вы заполучите два «свежих» существа с провокацией или другим полезным эффектом.

Конечно же, грамотно используйте карты Плотоядный куб, Принц Талдарам, Безликий манипулятор и Волхвица Умбра. В быстрых поединках вы можете играть их в темп, хотя лучше всего обзавестись дополнительными провокациями с помощью этих инструментов. 

В нынешней мете присутствуют такие агрессивные колоды, которые постараются продавить вас намного раньше выхода на стол Повелителя Бездны. В первую очередь это Нечетный Разбойник и Темпо Маг. Справиться с ними сложно и из-за их темповости, и из-за того, что они наносят много урона не со стола, а с помощью оружия, заклинаний или существ с рывком.

Куболоку важно понимать, сколько урона способен нанести его оппонент в будущем, игнорирует ли этот урон провокаторов, каков шанс найти те или иные опции, учитывая уже разыгранные карты и их количество в руке. Старайтесь не доводить ваше здоровье до критической отметки, если вы не так сильно отстаете и прогнозы на данный поединок благоприятные.

И только если ваша ситуация и без того плоха, рискуйте и надейтесь, что идеальных комбинаций (Лирой Дженкинс + Шаг сквозь тень + Хладнокровие и другие) взрывного урона или эффекта немоты нет в руке оппонента. Не всегда вы можете себе позволить обыгрывать все карты и исходы.

После изменений баланса карт Куболок испытывает куда больше проблем в агрессивных поединках, ведь и Одержимый лакей появляется позже, и Темный пакт исцеляет на меньшее количество здоровья. Это, впрочем, не значит, что Куболок стал значительно слабее в борьбе с агрессией, но играть им теперь намного сложнее. Необходимо понимать и сколько раз вам нужно использовать силу героя и когда именно, и когда исцелять вашего героя, и когда рисковать, а когда действовать надежно.

к содержанию

2. Давление на средних и поздних этапах существами

Куболок очень хорош в наступлении, вот только давление можно начинать с 4-5 ходов, не раньше.

Но когда именно важно действовать агрессивно? В первую очередь в матч-апах, в которых трудно победить, играя от защиты: Куболок, Контроль Чернокнижник, Таунт Друид, Дрыжеглот Шаман, Биг Спелл Маг, иногда медленные Жрецы.

Агрессивные действия с вашей стороны – рискованное и сложное предприятие, потому что играть вы в таком стиле будете преимущественно против контроль колод с массой ремувалов и других защитных механик. Важно все их знать и обыгрывать по возможности. Лучше всего, если вы будете давить на слабые стороны оппонента, выставляя нужные угрозы вовремя.

Ваша первая угроза для наступления – Горный великан, на которого любой противник вынужден будет тут же ответить тем или иным образом. Если он этого не сделает, вы можете наказать его, скопировав 8/8 существо Безликим манипулятором, а с таким столом на пятый ход совладает далеко не каждый.

Получить двух Горных великанов можно и с помощью карты Плотоядный куб, но вам понадобится и Темный пакт, дабы тут же разбить эту угрозу, иначе высок шанс, что на нее будет наложена немота или другой ультимативный ремувал, который предотвратит предсмертный хрип 4/6 существа.

Еще одна ключевая угроза на вашей половине стола – Страж ужаса, которого можно призвать на стол без негативного боевого клича. Это существо особенно полезно копировать и множить Плотоядным кубом, потому что у него есть рывок, то есть атаку оно совершит моментально. Кроме того, чем больше Стражей ужаса умрет на вашей половине стола, тем разрушительнее станет ваш рыцарь смерти.

Скопировать Стражей ужаса можно и Принцем Талдарамом. Да, новый демон будет обладать скромными характеристиками 3/3, но вот ваш рыцарь смерти или Плотоядный куб воскресят уже полноценного Стража ужаса. 

Все другие угрозы в колоде Куболока не столь нужны и хороши, если вы играете первым номером: Повелитель Бездны разве что может защитить других ваших существ от разменов, но его беда в том, что он даст вам Демонов Бездны, а их смерть ослабит Кровопийцу Гул’дана.

Ваша задача во многих матч-апах – делать так, чтобы Стражи ужаса были именно уничтожены, а не превращены или возвращены в колоду. Такие карты, как Сглаз, Превращение и Ментальный крик страшны для ваших демонов, старайтесь или выманивать эти ремувалы ранее, или уничтожать ваших же Стражей ужаса (Плотоядным кубом, например, или разменами), или делать сразу несколько демонов с рывком, на которых оппонент ответить не сможет.

Кровопийцу Гул'дана нужно постараться разыграть тогда, когда умрет максимальное количество Стражей ужаса и минимальное других демонов.

Впрочем, часто все будет идти не по вашему плану, и это не значит, что вы не в состоянии закончить партию. Порой продавить оппонента можно и Повелителями Бездны, а еще силой героя вашего рыцаря смерти – она невероятно сильна.

к содержанию

3. Наносящие большой урон комбинации

У Куболока таких предостаточно, причем многие вообще не требуют какого-то присутствия на столе в начале хода. Этот способ победы часто дополняет предыдущий, но не заменяет его, ведь 30 и более урона с пустого стола Куболока нанести не в состоянии. Его предел – 25, хотя есть возможность нанести и 35 урона, но крайне редко.

Первая комбинация завязана на карте Волхвица Умбра. Череп Ман'ари в начале хода призывает из руки Стража ужаса, он атакует, а затем «съедается» картой Плотоядный куб. Если до этого на стол была выставлена Волхвица Умбра, предсмертный хрип Плотоядного куба сработает сразу же и появятся два Стража ужаса, каждый из которых нанесет еще по 5 единиц урона. Остается только уничтожить уже выставленный Плотоядный куб заклинанием Темный пакт, дабы призвать еще двух Стражей ужаса и нанести еще 10 единиц урона. Розыгрыш всех этих карт (Волхвица Умбра, Плотоядный куб и Темный пакт) потребует 10 кристаллов маны и место на столе: минимум 5 свободных слотов из семи возможных.

Чтобы нанести 35 единиц урона с пустого стола, нужно совсем немногое: воскресить семь Стражей ужаса Кровопийцей Гул’даном. Такой мощный ход помогут подготовить такие карты, как Плотоядный куб, Безликий манипулятор и Принц Талдарам. Если вы хотите сделать что-то подобное, все Стражи ужаса должны именно умереть, а не превратиться в другие угрозы или исчезнуть со стола другим образом. Более того, не должны умирать другие демоны (Повелитель Бездны, Демон Бездны), что зачастую трудно реализуемо, но всё же возможно.

Важно отметить, что все эти комбинации на 25 и 35 единиц урона на самом деле являются утопией. Они, конечно, реализуемы, но чаще всего выигрывать вы будете, не реализуя их полностью. И это важно: Куболок – не ОТК колода, вы не должны сидеть с полной рукой карт и ждать, когда все придет в вашу руку. Вместо этого Куболок позволяет использовать многие части комбинации по отдельности, и эффект их будет достаточно хорошим, дабы вы смогли одержать победу. А одержать победу куда важнее, чем красиво сыграть, призвав семь Стражей ужаса за ход.

Достаточно трудно описать все связки карт и комбинации, доступные Куболоку. Только Плотоядный куб и Принц Талдарам уже способны делать настолько многое, что им впору посвящать отдельную статью. Но будьте аккуратны: Плотоядного куба всегда лучше уничтожать самостоятельно, иначе велик риск наткнуться на немоту, кражу или возвращение в руку.

Помните и то, что порой вы вообще можете использовать части вашей комбинации для других целей. Более того, чаще всего вы и будете это делать. Плотоядного куба можно использовать на Горных великанов или Повелителей Бездны, как и Волхвицу Умбру отдавать в темп.

к содержанию

Теперь, когда с планами на игру Куболока все прояснилось, время поговорить о механиках некоторых карт в его колоде. Все их важно четко понимать.

 Плотоядный куб, Кровопийца Гул'дан – эту пару объединяет одно: все они призывают существ или своим боевым кличем, или предсмертным хрипом. Но вот что нужно отметить: все они призовут не копию существа, которое было уничтожено ранее, а его первоначальную версию. Так, если Плотоядный куб «съел» Повелителя Бездны, на которого ранее была наложена немота, после смерти Плотоядного куба появятся не два Повелителя Бездны с немотой, но совершенно новые Повелители Бездны всегда с характеристиками 3/9, с провокацией и со своим предсмертным хрипом. Аналогично и  Кровопийца Гул'дан воскрешают первоначальные версии умерших существ.

 Принц Талдарам, Безликий манипулятор – только эта пара существ создает не изначальную версию существа, а точную его копию. Если вы превратите Принца Талдарама в 3/3 копию Плотоядного куба, который «съел» Стражей ужаса, из нового 3/3 Плотоядного куба тоже появятся два новеньких Стража ужаса. Не забывайте, что Безликий манипулятор и Принц Талдарам могут выбрать целью и вражеские угрозы. Порой они будут сильнее ваших.

 Осквернение – мощнейший инструмент в агрессивных противостояниях, полезный, однако, практически в каждом другом. Об Осквернении нужно знать то, что между его «волнами» происходят все эффекты. Например, предсмертные хрипы, эффекты, активируемые при получении урона и так далее (в том числее и предсмертный хрип Куклы вуду: после недавнего патча баг взаимодействия Освернения и Куклы вуду был исправлен, так что теперь они работают корректно). Поскольку у самого Куболок предостаточно существ с предсмертным хрипом, которые порой призывают на стол и других существ, высчитывать «лесенку» для Осквернения (так, чтобы заклинание повторилось максимальное количество раз и уничтожило весь стол, даже очень внушительный) может быть невероятно трудно.

Порой отведенной минуты с небольшим для этого вовсе не будет хватать, так что нужна определенная практика, дабы выискивать «лесенку» быстро. Еще труднее рассчитывать ее, если на вашей половине стола есть источники урона от заклинаний: пока они живы, Осквернение будет наносить больше урона, а после их смерти – снова стандартное количество. Часто вам придется подгонять «лесенку» своими силами, что сделать можно несколькими способами. Во-первых, это уже упомянутые источники урона от заклинаний. Во-вторых, другие ваши заклинания, которыми можно наносить урон и союзным, и вражеским существам, а порой и всем разом. В-третьих, ваши существа: очень помогает начать «лесенку» Кобольд-библиотекарь, а продолжить ее далее – Одержимый лакей, порой для этого их можно даже придержать в руке. В-четвертых, размены ваших существ с существами противника тоже играют важную роль, и их считать, пожалуй, сложнее всего, потому что урон при ударе получат оба.

 Лорд Годфри обладает схожей с Осквернением механикой, но вам важно переучиться считать «лесенку» специально для него, не всегда это получится сделать с первого раза. Обыгрывать боевой клич и подгонять угрозы под нужные значения для Лорда Годфри, впрочем, гораздо проще. Если у вас будет на столе увеличение урона от заклинаний, это никак не повлияет на эффект Лорда Годфри. Не путайте боевой клич существа с Осквернением. 

к содержанию

Немаловажный фактор при игре за Куболока – правильный порядок действий. В этом вопросе ошибаются все, даже опытнейшие игроки. Это, однако, не оправдание, чтобы допускать ошибки самостоятельно. Большую их часть можно избежать, если играть внимательно и знать несколько простых правил.

Во-первых, всегда сначала нужно использовать эффекты добора (сила героя, Кобольд-библиотекарь, Лик тлена), а уже потом другие действия. Если, конечно, у вас остаются лишние 2-1 кристалла маны после совершения всех необходимых действий. Это важно для того, чтобы увидеть все возможные опции в ваш ход, новая карта в руке может изменить ваши действия.

Во-вторых, правильно распоряжайтесь синергиями с заклинанием Оберег: малый аметист. Лучше не только в начале наносить урон по вашему герою, а потом разыгрывать ее, но и максимизировать шансы улучшить данную карту, если она еще есть в вашей колоде. Дело в том, что при использовании Кобольда-библиотекаря вы улучшаете Оберег: малый аметист, даже если берете его в руку в результате выставления первого дропа. Постарайтесь также сначала играть Жизнеотвод, а только потом Кобольда-библиотекаря.

В-третьих, постарайтесь сначала уничтожить вашего Одержимого лакея, а только потом добирать карты в ваш ход, дабы не «топдекнуть» демона из колоды. Важно помнить о том, что Череп Ман’ари вытащит демона из вашей руки еще до того, как вы возьмете карту в начале хода. Значит, при надетом легендарным оружием и с демоном в руке вы можете заканчивать ход с 10 картами в руке.

В-четвертых, если вы все-таки сбрасываете карты с помощью Стража ужаса, задумайтесь о том, нужно ли сбросить их до того, как вы доберете новые или после. Сбрасывать карты до добора нужно тогда, когда ваша рука слаба и ситуативна, а среднестатистический «топдек» куда лучше уже имеющихся ресурсов. В обратном случае, то есть если в руке есть что-то важное, например, Кровопийца Гул'дан, лучше сначала взять дополнительные карты, дабы уменьшить вероятность сброса ключевого инструмента.

к содержанию

И, наконец, можно выделить еще несколько кратких, но важных советов, которые помогут вам освоить Куболока:

 Пожалуй, важно отметить достаточно очевидный момент: у Чернокнижника часто очень много карт в руке, и в этом его сила, но также есть и опасность сжечь какие-то ресурсы из- за невнимательности. Поэтому важно всегда проверять, сколько карт в конце хода у вас осталось. Не забывайте о том, что Череп Ман’ари вытащит из руки демона в начале хода еще до того, как в руку придет новая карта.

 В начале партии постарайтесь использовать силу героя как можно чаще, разыгрывая другие карты вместе с ней, а не вместо нее. Не бойтесь получить урон в начале партии, у вас очень много защитных механик, но важно их найти, постоянно применяя Жизнеотвод. Например, применять на второй ход лучше не Лик тлена или Кобольда- библиотекаря, а именно силу героя. Эти «единицы» можно придержать до 3 хода или отдать их на первый, если это необходимо. Конечно, актуально подобное в первую очередь для медленных матч-апов.

 Волхвица Умбра очень часто выступает не как часть комбинации, но как самостоятельная угроза. Если есть хоть какой-то шанс, что этот четвертый дроп переживет ход оппонента, ставьте ее в темп без угрызений совести. Так вы сможете выиграть или получить огромное преимущество, если ответа противник в своей руке не найдет. А если он у него и есть – вы попросту разменяетесь 1 к 1, что тоже не так страшно, по крайней мере какого-то ремувала у оппонента уже не будет, да и он потеряет ману и темп, устраняя вашу угрозу.

 Плотоядный куб не всегда должен выбирать целью только Стражей ужаса или других невероятно мощных существ. Порой «съесть» можно и что-то поменьше в зависимости от ситуации. Более того, если альтернативного хода у вас нет, Плотоядного куба можно порой ставить даже в темп, то есть не активировать его боевой клич вовсе.

 Выше уже упоминалось, что Повелитель Бездны не столь хорош, если вы наступаете, так как оставшиеся после него Демоны Бездны ослабят боевой клич Кровопийцы Гул’дана. Дабы этого не допустить, можно использовать эффект немоты и на своего Повелителя Бездны, если провокаторы вам не нужны.

 Часто перед розыгрышем Горного великана вы можете использовать силу героя, поскольку дополнительная карта уменьшит его стоимость на 1 кристалл маны. Следите только за тем, чтобы место для новой карты в руке у вас было, а также за тем, чтобы вам хватило кристаллов маны и на другие действия.

Вы не всегда должны призывать Стража ужаса на стол с помощью Черепа Ман'ари или Одержимого лакея, порой играть демона можно и нужно из руки. Обычно делается это в трудных ситуациях, ведь терять две карты дополнительно — не лучшая перспектива, но часто эта жертва оправдана. Конечно же, такие действия совершаются порой в тяжелых ситуациях, когда вы понимаете, что не выиграете иначе и ждать более не можете. Порой вы даже должны надеяться, что Страж ужаса не сбросит ключевые инструменты, как Плотоядный куб или Кровопийца Гул'дан. И наоборот, если в вашей руке много бесполезных и слабых в данном матч-апе карт (например, АоЕ эффекты против контроль колод), вы можете позволить себе играть Стража ужаса из руки даже в неплохих игровых ситуациях.

 Вестник рока – важнейшая карта во многих противостояниях, но применять ее нужно правильно. Лучший способ – сначала зачистить стол, а потом поставить этот второй дроп. Также можно ставить его на второй ход против агро колод, у которых не будет возможности нанести 7 единиц урона. Но у этой карты есть и другие способы применения, а еще некоторые подводные камни, например, Вестник рока может помочь оппоненту уничтожить своих существ с мощным предсмертным хрипом (Хадронокс, Одержимый лакей). 

Интересна синергия Черепа Ман'ари и Вестника рока. Если в начале вашего хода должны случиться два события (уничтожение стола вторым дропом и призыв демона из руки оружием), то их порядок будет зависеть от того, какую карту вы разыграли раньше: Вестника рока или Череп Ман'ари. Если сначала поставить Вестника рока, то и уничтожит стол он первым, а после будет призван демон из руки. Если же сначало было разыграно оружие (в этот ход или ранее), то и демон появится раньше и будет уничтожен Вестником рока

 Как и все другие архетипы в игре, Куболок обладает несколькими картами со случайными эффектами. О каждой из них нужно сказать пару слов, что будет сделано в следующем разделе.

к содержанию

У Куболока мало карт со случайными эффектами. Более того, все они достаточно предсказуемы и вообще «рандомными» назвать их можно с натяжкой.

Страж ужаса – эффект случайности этой карты – сброс двух карт из руки – часто вообще не будет случаться, если в ваших руках есть легендарное оружие или Одержимый лакей призвал из колоды именно этого демона. Обычно Куболок и планирует выставить Стража ужаса на стол именно так, а не разыгрывать его из руки. Иногда последнее, однако, не реализуемо, а 5 единиц урона и приличное существо на столе нужны незамедлительно. В таких ситуациях даже не особо важно, что именно вы сбросите из руки, но вам важно решить: нужно ли добирать карту силой героя или Кобольдом-библиотекарем до или после этого. Всё зависит от того, что есть сейчас в вашей руке и что осталось в вашей колоде. Порой среднестатистический «топдек» лучше тех карт, что оказались в вашей руке. В этом случае сначала разыгрывайте Стража ужаса, а потом применяйте Жизнеотвод.

Череп Ман'ари – эффект случайности будет работать лишь при наличии в вашей руке двух и более разных демонов. Обычно эти разные демоны: Повелитель Бездны и Страж ужаса, а от того, что именно достанет из руки порой зависит исход партии: иногда жизненно необходим рывок, иногда – провокация. Повлиять как-то на выбор Черепа Ман’ари вы почти не можете, разве что за ход до этого можно разыграть «ненужного» демона. Беда в том, что если это Страж ужаса, он может сбросить из руки Повелителя Бездны, хотя порой риск оправдан.

Эффект легендарного оружия срабатывает в начале вашего хода и еще до того, как вы возьмете карту из колоды. Поэтому Череп Ман’ари не может вытащить “топдекнутого” демона, только тех, что находились там в конце вашего прошлого хода.

С другой стороны, если вы надели Череп Ман’ари и у вас в руке есть какой-либо демон, в конце вашего хода вы можете оставлять в руке 10 карт. В начале вашего следующего хода “топдек” не будет уничтожен.

Одержимый лакей – аналогичная ситуация и с этим существом, вот только всё становится еще более непредсказуемым, так как демоны достаются из колоды. Впрочем, их в колоде всё еще мало, выбор всё еще будет между Стражем ужаса и Повелителем Бездны.

В некоторых агрессивных поединках от случайного эффекта Одержимого лакея будет зависеть исход партии: появится Повелитель Бездны – вы выиграли, Страж ужаса – проиграли. В этом и проявляется некоторая нестабильность Куболока.

Кровопийца Гул'дан – у рыцаря смерти в описании ничего не сказано про случайность, но она будет достаточно часто ощущаться. Дело в том, что на вашей половине стола порой умирает много демонов: Повелитель Бездны и три копии карты существ Демон Бездны после него. А если вы проворачивали комбинации с картами Плотоядный куб, Принц Талдарам, Безликий манипулятор и так далее, количество демонов может быть огромным.

Но ваш стол не бесконечен, на нем может появиться максимум 7 демонов. Самые плохие варианты – Демоны Бездны, которых зачастую, к сожалению, не избежать. Готовьтесь к тому, что вы не получите всех погибших сильных демонов (Страж ужаса, Повелитель Бездны) - их «разбавят» в каком-то количестве мелкие и слабые провокаторы 1/3.

Защитник холмов – раскопка всегда так или иначе связана с волей случая. В игре на данный момент существует 6 классовых провокаторов, это Грубый гомункул, Страж Скверны, Гончая Лаккари, Смоляной скрытень, Первоученица Рин и Повелитель Бездны, а также 26 нейтральных. Помните о том, что раскопка будет предлагать вам классовые карты в 4 раза чаще, чем нейтральные. Это значительно повышает шанс найти нужного провокатора. Часто вы захотите раскопать Повелителя Бездны, а иногда – Первоученицу Рин, и это вполне реально.

к содержанию

Воин

Квест Воин — хороший для Куболока матч-ап, в котором, впрочем, нужно действовать расторопно. Затягивать противостояние и позволять Воину реализовывать свой медленный план на игру не стоит.

Очень важно то, что у Воина нет никаких способов сделать что-либо со Стражами ужаса, кроме как уничтожить их. У него нет эффектов превращения (исключение — Мехмастер Замыкалец, но играют его далеко не всегда) и подобных. Редко встречаются и эффекты немоты, так что вы можете играть совсем нагло и даже не разбивать ваших Плотоядных кубов

Разумеется, Стражи ужаса станут основным наступательным инструментом в данном матч-апе. Желательно не подставлять их под массовые зачистки оппонента: Тропа войны, Потасовка и Темная скорбь Владыки плети Гарроша. Вы можете обыграть Потасовку, если "съедите" одну вашу крупную угрозу Плотоядным кубом. Желательно сделать это до 8 кристаллов маны оппонента, дабы не получить комбинацию Железноклюв + Потасовка

Паладин

Нечетный Паладин – самый агрессивный архетип класса, он будет играть быстро и зачастую рискованно. Благодаря улучшенной силе героя, он может постоянно восстанавливать стол после ваших зачисток. С таким противником нужно играть осторожно, истощая его ресурсы и грамотно используя АоЕ зачистки. Старайтесь рано укрыться за Повелителем Бездны, хорошо будет как можно быстрее скопировать его Безликим манипулятором, Плотоядным кубом или Принцем Талдарамом, чтобы максимально огородиться от мелких угроз Паладина. Проблемы могут возникнуть, если вместо Повелителей Бездны будут выходить Стражи ужаса, а к 6 ходу вам уже может потребоваться серьезный провокатор. Именно из-за этого вы будете иногда уступать агро колодам. Против Нечетного Паладина как раз неплохо иметь ранние защитные инструменты (Бронированный жукСмоляной страж и Защитник холмов), а вот Горные великаны зачастую будут бесполезны. АоЕ ремувалы и провокаторы – ваши главные помощники.

Повелителя Бездны может «законтрить» только Жезелноклюв, но если Утер создаст достаточное присутствие на столе, он вполне способен выгодно разменяться с 3/9 угрозой и 1/3 провокаторами после. В этом Паладину поможет Новый уровень! и другие массовые баффы. 

Охотник

Рекрут Охотник — медленная колода, которой вам нужно навязать свою игру, начиная с 4-5 ходов. Пока Рексар не начал выставлять свои осноные угрозы (начиная с 7-8 ходов), вы должны закрепиться на столе. Благо, сделать это легко, так как из ремувалов у Рекрут Охотника есть лишь Метка охотника или Смертельный выстрел, но главным оборонительным инструментом его станут провокаторы.

Вы же тоже можете закрываться провокаторами чуть позже, но желательно защищать Повелителем Бездны не вашего героя, а других ваших существ без провокации.

У Рекрут Охотника нет ультимативного ремувала для Стражей ужаса, но вот Плотоядный куб или Повелитель Бездны часто смогут получить в ответ Разрушителя чар. Охотник обязательно использует две копии этой технической карты, плюс ко всему Разрушителя чар помогает найти Заштопынный следопыт. 

Матч-ап с Секрет Охотником интересен тем, что вы можете не бояться ни эффектов немоты, ни других способов помешать вашим предсмертным хрипам реализовать себя. 

Ключевая карта для вас — Адское пламя, которое станет идеальным ответом на Оберег: малый изумруд.

Если Секрет Охотник разыграл ловушку, вы можете попробовать разменяться с его угрозами вашими существами без провокации или предсмертных хрипов, потому что в 2 случаях из 3 это будет не Морозная ловушка. По герою противника вы можете в принципе не бить без особой необходимости на средних и ранних этапах. 

В данном матч-апе вам часто будет не хватать исцеления. если вы вовремя не найдете Кровопийцу Гул'дана. 

Друид

Таунт Друид — интереснейший и непростой соперник, которого нужно победить до того, как тот сможет реализовать свои безумные комбинации с картами Хадронокс, Время ведьмовства и Плотоядный куб. Пользуйтесь тем, что у Друида нет ни ультимативных ремувалов, ни эффектов немоты: Плотоядным кубом можно “съедать” Стражей ужаса и даже не разбивать их тут же, как-то нейтрализовать предсмертный хрип вашей угрозы Малфурион, скорее всего, не сможет. Следовательно, вы можете и понаглеть.

Токен Друид, наоборот, для вас станет простым оппонентом, особенно если вы вовремя найдете Осквернение. Лучше всего ответить этим заклинанием на пробаффанных Душой леса существ, а Адское пламя оставить на стол без предсмертных хрипов, призывающих древней 2/2. 

Разбойник

Нечетный Разбойник — грозный оппонент, который постарается задавить вас в максимально короткие сроки своими агрессивнейшими картами и, конечно же, улучшенной силой героя.

Играя против данного класса, не забывайте про Кровожадный злолист, это невероятно неприятный ремувал для многих ваших крупных угроз, из-за которого вы, скорее всего, потеряете очень много темпа. Выставленный рано Бандюга должен быть убит в кратчайшие сроки, для этого у вас есть Оберег: малый аметист.

Миракл Разбойник — также напряжет вас Кровожадным злолистом и Бандюгой, а также вам крайне непросто будет обыгрывать Ошеломление.

Максимальное давление ожидать от него можно на средних и поздних этапах игры, а не на ранних. У Миракл Разбойника много существ с 4 единицами здоровья, так что до них "не дотянутся" многие ваши АоЕ эффекты. Вы можете комбинировать их для зачистки стола.

У Миракл Разбойника тоже много источников взрывного урона из руки, которые, впрочем, не всегда игнорируют провокации. Это Лирой Дженкинс, Хладнокровие и Потрошение. Также у архетипа есть Отравляющий укол.

Шаман

Дрыжеглот Шаман — матч-ап, в котором вам нужно поспешить. Главной проблемой для вас станет ремувал Сглаз, который нужно постараться выманить из руки Шамана на любую угрозу, кроме Стража ужаса или Плотоядного куба, в котором эти Стражи ужаса “сидят”.

Джыжеглот Шаман достаточно медлителен, и у вас будет еще целый ход после розыгрыша ключевой легендарной карты оппонента, чтобы убить его. Учитывайте только то, что тот восстановит себе 3-6 единиц здоровья или больше с помощью боевого клича Жизнесоса.

Четный Шаман - интересный мидрейндж архетип, с которым нужно бороться в оборонительном стиле. Используйте АоЕ зачистки, прячьтесь за провокаторами и ждите, пока инструменты противника иссякнут. Опасайтесь взрывного урона, у Шамана есть Командир Авангарда и Ал'акир. В этом матч-апе все же важнее именно Повелитель Бездны, а не Страж ужаса, поэтому постарайтесь не подставить его под Сглаз.

Очень трудно будет ответить на раннюю Похитительницу трупов. Зато ее можно скопировать Принцем Талдарамом. В этом матч-апе в принципе много хороших целей для этого третьего дропа. 

Маг

Секрет Маг уже не столь быстр, как в Кобольдах и катакомбах, но взрывного урона из руки у него все еще хватает для того, чтобы вы не чувствовали себя в безопасности за вашими провокаторами. Это классическое темповое противостояние, в котором вам важно помнить о некоторых особенностях.

Во-первых, крайне опасна Ученица чародея, старайтесь избавляться от нее любыми путями. Во-вторых, обыгрывайте секреты Антимагия и Взрывающиеся руны. Берегите Монетку и отдавайте ее только тогда, когда уверены, что она будет заблокирована Антимагией. Взрывающиеся руны обыгрываются Одержимым лакеем или Вестником рока. В-третьих, помните про раскопки Петроглифа, Маг может найти Превращение, дополнительный взрывной урон или Метеорит.

Биг Спелл Маг - это не самый тяжелый оппонент. Во-первых, вы можете найти нужные инструменты и провернуть комбинации со Стражем ужаса, что быстро выведет Мага из равновесия, и тогда все будет легко и прекрасно. Во-вторых, даже если партия затянется, вас выручит Кровопийца Гул'дан и его сила героя. Постарайтесь не подставлять Магу целей для генерации Элементалей воды, а на самых поздних этапах можно просто ничего не делать и только "кусать" врага собственной силой героя. Отвечайте на угрозы оппонента по мере необходимости. Но лучше все же играть в нападении против Биг Спелл Мага, это самый быстрый и надежный способ победы. Помните про Превращение, которое Джайна будет беречь для ваших Стражей ужаса и Плотоядных кубов, внутри которых будут 5/7 демоны с рывками. 

Жрец

Контроль Жрец - противник, который может пережить все ваши угрозы или нейтрализовать их неприятнейшими заклинаниями вроде Ментального крика, а потом убить вас за один ход Взрывами разума. Желательно найти быстрый способ для победы - ищите Стражей ужаса и Череп Ман'ари, постарайтесь как можно быстрее реализовать Темный пакт, чтобы Жрец не уничтожил его Крадущимся упырем. Старайтесь не затягивать игру, а если не вышло - постоянно следите за своим здоровьем. Максимальное количество урона, которое может нанести Контроль Жрец - 22, но чаще всего - 16. С тремя копиями Взрыва разума он нанесет вам 20 урона. Если будете аккуратно играть и исцелться с помощью силы героя, быть может, вам удастся уберечься от взрывного комбо и истощить его запасы. Даже если у вас 30 здоровья, вам важно исцелиться на значительное количество после применения на вас Алекстразы. Важно, конечно же, убрать и 9/9 существо со стола.

Квест Жрец обладает тем же набором ремувалов: Темный жнец Андуин, Ментальный крик и Вестник заката, и обыгрывать их надо так же, как и в случае с предыдущим архетипом Жреца.

Поскольку ваши демоны могут быть снова замешаны в колоду, всегда актуальным остается Одержимый лакей, так что не тратьте его просто так, даже если демонов в колоде не осталось.

В данном матч-апе тоже нужно постараться действовать темпово, так как драться до усталости против Архиепископа Бенедикта часто вы будете не в состоянии.

Чернокнижник

Зеркальное противостояние двух Куболоков любопытно и интересно. Немаловажный фактор, отмеченный уже несколько раз, это сборки обоих Чернокнижников. Тот Гул’дан, у кого есть Принц Талдарам, обладает неоспоримым преимуществом. Еще один важный фактор — ходить первым, то есть без Монетки в руке. Так вы сможете раньше вашего противника поставить Горного великана, а на пятый ход применить на него Плотоядный куб или Безликого манипулятора.

Чернокнижнику, который ходит вторым, будет непросто ответить на Горного великана на четвертый ход. Единственный его шанс — Кукла вуду и какой-то способ ее уничтожить. Другой ход — поставить Горного великана в ответ, но он не столь хорош. Действительно достойная опция заключается в том, чтобы выставить Вестника рока перед четвертым ходом противника, у которого в руке нет Монетки. Так вы заблокируете Горного великана противника и сможете разыграть своего. Или же совершить другие действия без давления оппонента.

Важно не разыгрывать Вестника рока перед шестым ходом Куболока (или перед пятым, если у того есть Монетка), так как вас накажет Одержимый лакей.

Если у вас получилось выставить Горного великана первым и он не получил Куклу вуду, партия уже может закончиться или хотя бы существенно к этому приблизиться. Создавайте его копии, бейте по герою противника — размены оставьте оппоненту, если тот не сможет нанести вам летальный урон в следующий ход.

Если вы наступаете, Стража ужаса порой можно разыграть и из руки. Закончить противостояние за 6-7 ходов в данном матч-апе вполне реально. Но будьте аккуратны, оставляя на вашей половине стола Стража ужаса или Плотоядного куба, в котором “сидят” Стражи ужаса, ведь у противника может быть Безликий манипулятор или Принц Талдарам, а еще и Темный пакт. Таким образом он может перевернуть игровую ситуацию. Это же, впрочем, можете сделать и вы.

Если поединок затягивается, многое будет решать Кровопийца Гул’дан. Важно правильно его разыграть: не в ответ на вражеского, а тогда, когда на половине противника будет минимум провокаторов. Вы же хотите, чтобы ваши Стражи ужаса атаковали по герою противника, а не бились в 3/9 угрозы.

Ответить на вражеского рыцаря смерти может быть не так сложно, учитывая мощнейшие АоЕ ремувалы в вашем распоряжении. Особенно полезны Осквернение и Лорд Годфри, под которых нужно разве что подогнать существ на игровом поле.

Став Кровопийцей Гул’даном, старайтесь по максимуму использовать вашу силу героя: атакуйте или героя противника, или его опасные угрозы. Партия может затянуться до усталости, и в дело пойдет игра ресурсов. Преимущество, конечно же, будет иметь тот, у кого останется больше карт в руке и колоде, кто извлечет из них больше выгоды. Поэтому-то сила героя и постоянный “отхил” столь важны.

Победить Четного Чернокнижника не так уж и просто, поскольку он часто раньше вас выставит Горного великана, а это — решающий момент в подобных поединках. Как и в зеркальном матч-апе, блокируйте Горного великана оппонента Вестником рока: если у Четного Чернокнижника есть Монетка, Горный великан выйдет на 3 кристаллах маны. Если Монетки нет — на 4 маны. 

У вашего оппонента будет два Разрушителя чар и Кровопийца Гул'дан, будьте готовы к тому, что ваш Повелитель Бездны получит немоту, а на 10 ходу или позднее стол оппонента заполнится демонами, впрочем, не столь серьезными, как ваши. 

Затянув игру до поздних этапов и успешно пережив агрессию на средних этапах, вы сможете отбиться от давления и перейти в наступление самостоятельно. 

к содержанию

Встретив в ладдере Гул’дана, прежде всего нужно определить его архетип. Чаще всего вам попадется Четный Чернокнижник, но и Куболок не должен вас удивлять. Большинство архетипов в мете ищут приблизительно одни и те же опции против любой колоды Чернокнижника, так что проблем на муллигане возникнуть у вас не должно. И все же ожидайте чаще Четного Чернокнижника на низких рангах, а Куболока — на высоких.

Как только партия началась, вам все станет понятно. Если Генн Седогрив удешевил Жизнеотвод врага, перед вами Четный Чернонкнижник. Если он этого не сделал, то, скорее всего, вы боритесь с Куболоком. И очень редко вам попадется экзотика: Контроль Чернокнижник или Зоолок.

Лучшие колоды для борьбы с Куболоком — Нечетный Разбойник и Миракл Разбойник. Также неплохи Таунт Друид и уже много раз упомянутый Четный Чернокнижник.

Что касается технических карт против Куболока, то их не так уж и много. Определенно, полезен какой-либо эффект немоты: Разрушитель чар, Железноклюв, Немота, Массовое рассеивание. Также подойдут эффекты превращения (Сглаз, Превращение, Мехмастер Замыкалец), возвращения существ в руку (Ошеломление, Исчезновение) и прочие специфические варианты. Крайне важен и какой-то ответ на легендарное оружие Чернокнижника.

Далее несколько общих рекомендаций, которые помогут вам улучшить процент побед в матч-апе с Куболоком:

 Если вы играете агрессивной колодой, старайтесь выиграть или нанести массу урона до 6-7 ходов, когда Куболок сможет закрыться Повелителем Бездны. Если ваша ситуация не столь завидна, рассчитывайте, что первым выставленным на стол демоном будет Страж ужаса, а не Повелитель Бездны – тут Куболоку может не повезти.

 В матч-апе с Куболоком вам рано или поздно понадобится Разрушитель чар или другой эффект немоты, дабы пройти Повелителя Бездны, обезвредить Плотоядный куб с чем-то внутри или другую опасную угрозу. 

 Не обыгрывайте такие карты, как Круговерть Пустоты и Вытягивание души.

 Также не отыгрывайте и комбинацию с Волхвицей Умброй, которая наносит 25 единиц урона. Реализовать ее Куболоку достаточно трудно, тем более не все сборки вообще берут данную угрозу в колоду.

 Даже если вы наложили немоту на какую-то опасную угрозу Куболока вроде Повелителя Бездны, лучше все равно убрать их со стола, потому что связка карт Плотоядный куб + Темный пакт может вернуть изначальные особые свойства данных угроз.

 Старайтесь всегда уничтожать Стража ужаса, а еще лучше превращать его во что-то другое, если подобные эффекты доступны вам.

 Рано Повелителя Бездны может призвать Одержимый лакей, можно наложить немоту на него, а не на призванного им демона. Но в этом случае, опять же, Одержимого лакея лучше все-таки уничтожить, благо, 2/2 угрозу убрать со стола не очень-то трудно.

 Куболок способен исцелять себя на огромные величины, но для этого нужны специфичные карты и другие условия, которые не всегда будут соблюдены. Рассчитывайте, что Гул’дан восстановит 7-8 единиц здоровья за ход, не больше.

 Читайте руку вашего оппонента. Например, если тот после розыгрыша таких карт, как Адское пламя и Кобольд-библиотекарь тут же навел курсор на другую карту в руке, будьте уверены, что это Оберег: малый аметист, который только что улучшился. Подробнее о чтении руки оппонента можно узнать в специальной статье.

 Помните про Осквернение – не ставьте ваши угрозы «в лесенку» по количеству здоровья. Не отыгрывайте от связок Осквернения с такими картами, как Кобольд-библиотекарь, Лик тлена и другими, если сейчас только самое начало партии и если у вас всё не очень хорошо.

 Наряду с Осквернением у Чернокнижника теперь есть и Лорд Годфри, о котором также нельзя забывать. Обыгрывать эту легендарную карту нужно, если вы находитесь в выигрышном положении и имеете возможность делать это. В противном случае можно рискнуть. Помните о том, как именно работает боевой клич Лорда Годфри. Гул’дану не обязательно искать способы опустить здоровье существа до 1 единицы, чтобы первая волна сработала. Ему достаточно, чтобы у первого существа было 1-2 здоровья, у второго 3-4 и так далее. Старайтесь следить за этим.

 Если это возможно, разбивайте Повелителей Бездны тогда, когда на столе у Чернокнижника стоят другие угрозы и все Демоны Бездны, призванные предсмертным хрипом, не поместятся на столе Гул’дана.

к содержанию

Куболок был и остается любимой колодой огромного количества игроков. Это многогранный, практически не имеющий аналогов архетип, способный один раз покорить вас и уже не отпустить никогда.

Герою сегодняшней статьи оказались не страшны изменения баланса двух ключевых карт архетипа, и можно даже сказать, что от них Куболок только выиграл: архетип стал честнее, сложнее и сбалансированнее. Теперь это не нечестная колода, которая всех раздражает и побеждает, но колода с высоким требованием к "скилу" игрока, способная сполна вознаградить вас за усердие и старания. 

Удачи в Ведьмином лесу!

к содержанию

Чтобы оставить комментарии необходимо зарегистрироваться.

  • эххх.. куболок..

  • Что-то захотелось собрать четного паладина. Как он там, живой? Будет гайдец на этого товарища?
    На хсреплее у него 50-55% рейтинг, а в тир-листах вообще отсутствует. Неужто совсем не могёт?

  • @ zess: просто не популярен, его все похоронили как и кублока хотя он и может достойный ВР показывать. К примеру таунт друидов без шансов выигрывает.

  • @ zess: по поводу гайда не уверен, играют им буквально единицы. впрочем, вот Meati им не так давно топ100 взял, и он тоже удивляется, почему чет палом перестали играть.
    вполне возможно, что это исключение и единичный случай, хотя может быть широкие массы еще не открыли, что он хорош.
    добавляю код деки от Meati
    AAECAZ8FCO0F8gWKB/gMucECt+kCzfQC6/cCC/sBmQLcA/QFlgbPBq8H2QexCJYJm8sCAA==

  • @ vasili: Спасибо. Если сравнивать четного паладина и четного шамана — видимо, шаман будет посильнее? Т.к. и там и там Генн даёт по сути одинаковый эффект силе героя. Паладин разве что может зачистить стол дважды аоешкой, а шаман с помощью Хагаты может перевернуть игру.
    Морских великанов надо попробовать в паладине, кстати... В шамане они чуть быстрее появляются благодаря мурлок-тотему.

  • @ zess: я бы не стал говорить, что архетипы настолько похожи между собой. паладин куда лучше играет от нападения из-за сильных баффов, так что у него часто даже нет каких-то тяжелых угроз за 8 маны, а у шамана их целый набор, потому что иначе давить на поздних этапах нечем.
    зато шаман лучше защищается и играет от обороны

  • @ vasili:последний вопрос по этой теме: Валанир мастхэв? Распылил кода-то, показался медленным.

  • @ zess: не столь опытен в вопросе, чтобы утверждать наверняка, но, думаю, вполне можно заменить его на короля-лича или тириона

  • Охотник: Череп Ман'ари, Кобольд-библиотекарь. Если есть Череп Ман'ари — Повелитель Бездны. Адское пламя, Оберег: малый аметист.
    Почему пламя и аметист после вставки о черепе оказались?

  • @ Сергей Барабаш: порядок карт случайный. мысль про череп закончена и в конце поставлена точка, так что пламя и оберег нужно рассматривать самостоятельно

  • Ребята привет , как то оно неправильно звучит
    ==Эта легендарная карта в первую очередь хороша в МЕДЛЕННЫХ матч-апах, она становится основой мощнейших комбинаций и синергий. Но и в МЕДЛЕННЫХ Принц Талдарам хорош, поскольку его можно поставить в темп==

  • @ Djingarik: да тут опечатка, второй раз вместо "медленных" должно быть "быстрых"
    странно, мне казалось, что уже исправлял эту ошибку. может быть, сайт не захотел сохранить тогда.
    спасибо большое за бдительность, теперь должно быть правильно

  • Я уже писал в этом духе, помню, что мне ответили, всё же напишу ещё раз. Раздел "Раннее сдерживание агрессии оппонента" - явная лажа. Агроколоды - это и есть причина, по которой Куболоков мало, это самые опасные противники. После нерфа Куболок стал более хрупким с более поздней игрой (если нет Черепа) и его можно выпотрошить очень быстро. Никаким "достаточно комфортно" там не пахнет. Вестники рока, Осквернение и Адское пламя - это всего 20% колоды (Годфри я не считаю, до него надо дожить) и получить почти всё из этого или Череп+Повелитель Бездны+Манипулятор довольно трудно. Бывает, что в ус не дуешь, но чаще сидишь с одним Вестником рока и ломаешь голову, играть его на второй ход или третий, чтобы его не убили! Насчёт муллигана. Один раз мне попался Зоолок, муллиган у меня, конечно, был неправильный, ну ладно, официально они не существуют:) Моя локальная мета немного отличается от меты VS, кроме опасных разбойников у меня ещё и 12% магов, а из них 2/3 - Алунет маги. Да, VS пишут, что их 2,5% и играют они плохо и вообще фу-фу-фу таким быть, но ОНИ ВСЁ РАВНО ЕСТЬ и особо много их на 4-5 рангах, дальше вроде поменьше (тьфу-тьфу-тьфу). И я читал недавно, как чел взял легенду Алунет магом, так что не так уж он плох против меты. Муллиган, который вы написали на мага, сделает плохой матч с Алунет магом практически мертвым. Играя против Биг Спелл магов, которых, поверим VS, больше, у меня будет время набрать полную руку карт и неправильный муллиган не приведёт к катастрофе. Если у класса противника вам встречается процентов 40 или выше (для себя сами решайте число) агроколод по сравнению с контроль колодами, то Куболоком надо готовиться к АГРОТЕ. И немного про Рекрут охотника. У него Журчащий слизнючёныш пятый ход, а у куболока только Череп пятый, а Лакей вообще шестой, так что более ранняя игра куболока довольно спорна, а что охотник станет опасен с 7-8 хода вообще ха-ха. И довольно кривая фраза "Повелителем бездны защищайте существ, а не героя" - это как, он защищает всех или никого. Спасибо, что обновили гайд.

  • @ Aneteron: если бы вы внимательнее прочитали гайд, то заметили бы, что в нем даны ответы на многие ваши комментарии.
    например, раздел "сдерживание ранней агрессии" делит агро колоды на два типа: играющие от стола и нет, ко второму относятся и темпо маг и нечет рога, с которыми играть трудно - как там и сказано.
    также там сказано и о том, что куболок стал более хрупким после обновы, так что с агро играть стало сложнее.
    по поводу муллигана: конечно, попадаются и зушки, и темпо маги и еще всякие необычные ребята, но нужно ли муллиганить, учитывая их, или же лучше обращаться к наиболее вероятному сценарию? в случае с Магом рекомендуется муллиганть именно под биг спел мага не только потому, что они чаще встречаются, но и потому, что матч-ап с темпо магом ужасен, и проиграть его можно легко и с достаточно хорошей рукой, так что мой выбор — принести этот и без того плохой матч-ап в жертву и проигрывать его чуть чаще, но стабильно обыгрывать биг спелл магов.
    конечно, если я встречу 10 темпо магов подряд, я пересмотрю свой подход и буду муллиганить против них. но это маловероятный сценарий и забивать им голову читателя в обучающем гайде смысла особого нет. в конце концов про все сценарии и ситуации не написать, так как их огромное множество.
    мне вот 3 нечетных ханта встретились на этой неделе, хотя мне казалось, что архетип забыт и мертв. но муллиганить я все равно буду против рекрута и секрет.
    Если вам встречается 40% агро колод, то (это опять же написано в гайде) лучший совет — пересесть с куболока на другие деки, хоть на четного лока или что-то еще заточенное для агро матч-апов лучше.
    Журчащий слизнюченыш - карта за 6 маны, и выйти на стол она без монетки не сможет на 5й ход почти никак. Плюс часто охотнику захочется тут же сыграть на это существо притвориться мертвым, что уже 7 маны в сумме. А у лока есть и великаны, и манари, и стражи ужаса, которых часто не зазорно и в темп сыграть особенно в таком матч-апе, в котором у оппонента совсем немного ремувалов.
    Повелитель бездны защищает всех, но вопрос в том, есть ли на столе еще что-то помимо него. Его можно играть как самостоятельную угрозу на пустой стол, а можно для того, чтобы с вашим сильным существом не смогли выгодно разменяться. В этом и разница.

  • @ vasili: согласен, если попадается маг, лучше муллиганить против биг спелл. Против агро даже с хорошим муллиганом чаще всего не выиграть

  • ОО, отлично, спасибо, как раз докрафтил последние технические карты и активно пользовался до обновления гайдом. Спасибо)

  • Гайд обновлен! —————————————————————————————————————-

  • Обновите гайд, много кто пользуется, а архетип оправился от нерфов. Даже в метаотчете он есть, а гайд устарел.

  • @ Rush: обновление будет на этой неделе

  • Надеюсь,, что куболок переживет этот нерф. Колода, которая больше всего полюбилась

  • @ RayYeah: согласен с вами. все так хейтят кублока, а мне только им в ведьмином лесу действительно нравилось играть

  • @ vasili: я думаю, в основном его хейтят те, кто не играли на нем или не понимают, что это за колода, что она не имба и может контриться. Пожалуй та колода, которая универсальна и не имеет полярных матчапов. Возможно, ее большая популярность повлияла негативно

  • Гайд обновлен!!!!

  • Отличный гайд - но есть ошибка - в описании матч апа с нечетным охотником перепутана карта оберега вместо <Оберег: малый аметист> упомянута карта жреца <Оберег: малый алмаз>

  • @ georgiyk: здравствуйте, спасибо за замечание, исправили!

  • @ Anastasia Sergeeva: немного не доправили в попапе все еще показывается карта жреца

  • @ georgiyk: теперь точно должно быть правильно, спасибо еще раз)

  • Первоученицу Рин - уточните ее боевой клич )))))

    Первоученица Рин – полезна в медленных матч-апах, где у вас будет время разыгрывать печати и угрожать сопернику Пожирателем Азари. В быстрых противостояниях вы вряд ли сможете извлечь из нее максимум выгоды, скорее всего, это будет просто провокация 3/6 за 6 кристаллов маны. Добавляя Первоученицу Рин в колоду, всегда помните о том, что она очень плохо синергирует с Черепом Ман'ари, так как оружие призывает демонов без боевого клича. А боевой клич Пожирателя Азари — то, что вам нужно от Первоученицы Рин.

  • @ Роман Иванов: у Рин боевого клича нет, а вот у Азари есть - уничтожение колоды противника. если у вас в руках череп манари, вы не сможете разыграть азари из руки.

  • Какая колода по вашему мнению наиболее оптимальна, чтобы выбраться из 16 ранга? Никак не могу определиться

  • @ RedSmok3: с 16 ранга можно вылезти на почти любой колоде. статистика говорит, что там сейчас много нечетных паладинов, так что я брал бы какую-то контру им: биг спелл маг, контроль жрец, куболок или даже зу лок

  • @ vasili: спасибо, меня на самом деле больше интересует вариант куболока, ибо я пробовал разные и толку особого нет, охотники как уничтожали к 5 ходу, так и продолжают это делать.

  • @ RedSmok3: самая хорошая сборка против охотников от Noblord, в ней также умбру можно убрать и добавить еще что-нибудь дешевое и темповое.
    но в целом это трудный матч-ап всегда, так что ничего страшного, что вы проигрываете в нем чаще, чем выигрываете. но не только охотники же встречаются!

  • Будет ли квест вар?

  • @ good247: будет, ориентировочно в начале следующей недели

  • @ vasili:спасибо)

  • Ребята, когда ждать первый мета-отчет?

  • @ aitortroup: по опыту прошлых дополнений что-то будет появляться в течение следующих 7 дней, а мета от vicious syndicate, скорее всего, будет только 26-27ого апреля

  • Было бы приятно увидеть гайд по бюджетным колодам. Не у всех есть возможность играть на деках стоимостью в 10 000 пыли.

  • @ Onsar: мы в каждом гайде стараемся предлагать максимально бюджетную версию колоды, которую проще всего собрать. конечно, они порой тоже выходят дороговатыми, как в случае с куболоком, но вот достаточно дешевые четные и нечетные паладины есть, вы их можете найти в соответствующих статьях.

  • @ vasili: спасибо

  • Простите за оффтоп, будет ли гайд на нового темпомага с Сердитым Воронами?

  • @ bronev1k: здравствуйте, гайд на темпо мага будет на сайте обязательно, но не уверен, что основной колодой в нем будет та, что использует сердитых ворон. Сколько не смотрел за авторитетными темпо магами в последние дни, сердитых ворон не было ни у кого.
    впрочем, эта карта обязательно будет упомянута, да и приведена соответствующая колода. хотя самая популярная колода темпо мага с воронами, нужно сказать, собрана Трампом еще до выхода дополнения, играют ей сейчас не потому, что она лучше других, а потому, что нет мета-отчетов и других источников информации, позволяющих узнать, какие именно сборки архетипов лучшие.

  • Не увидел ни в одной сборке безумного банкира. Не уж то совсем неактуален для куболока?

  • @ RAGER: пока что он не особо полезен. Банкир помогает извлекать доп. выгоду и побеждать в матч-апах, доходящих до усталости, у кублока при встрече с медленными деками другие приоритеты: давить стражами ужаса, великанами и рыцарем смерти, ему не до замешивания существ в деку.
    комбинация с лакеем и демоном, может быть, и выглядит прикольно, но не особо надежно, увы.
    проблема кублока сейчас — или зеркальный матч-ап, ради которого стоит брать великанов, умбру и проч, или агрессивнейшие поединки, ради которых берутся провокаторы и др. защита. Банкир не помогает ни там, ни там.
    в будущем мета может измениться, так что, может быть, и банкир появится в опциональных картах, если он будет улучшать какой-то проблемный для кублока матч-ап.

  • Спасибо за обновление. А что с контроль чернокнижником? Будет обновление гайда по нему или он сейчас не очень?

  • @ RayYeah: контроль локом играют, но пока что намного реже, чем кублоком. пока что не знаем, будет ли гайд по контроль локу, как он себя поведет - если в мете закрепится, то конечно напишем, а если особо встречаться не будет, то, может быть, не успеем о нем рассказать, пока что там много интересных дек, про которые хочется написать!
    в ближайшую неделю контроль лока точно не будет, а дальше не знаю, все зависит от меты!

  • Вопрос не по теме. Стараюсь зайти с телефона на сайт. Подтверждаю что не робот, еще раз подтверждаю. Не заходит. Пробую еще раз, опять кучу картинок тыкаю. Опять не заходит. Пробую с компьютера другого. Тоже самое. В чем проблема? Что сделать чтобы с телефона то зайти?

  • @ Onsar: 1. проблема может быть из-за борьбы роспотребнадзора с Телеграмм, дело в том что телеграм пытается обойти блокировку через IP Google из-за чего у последнего работают с сбоями некоторые сервисы, об этом сейчас много везде пишут.
    2. Проверьте версию броузера в телефоне, перезапустите броузер, может проблема в нем. сейчас только что проверил iPhone броузер chrome последний . - все заходит

  • @ Ardas: вот внутри статьи с доступом

  • @ Onsar: проверил еще на xiaomi штатный броузер, три раза прощелкал картинки с машинами, потом когда остались картинки без машин нажал verify и все появилась зеленая галочка, нажал Вход и все зашло.

  • @ Ardas: странно, а когда закончат блокировку телеграмма ситуация со входом стабилизируется? А то боюсь выходить из аккаунта, не зайду еще...

  • @ Onsar: в рунете сейчас такая нестабильная ситуация, что трудно о чем-то говорить наверняка. может быть, вся эта история с телеграмом вообще не при чем, а дело в чем-то другом.
    В любом случае будем решать проблемы по мере их поступления